Общие положения
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2002 г. 23 июня 2003 г. 29 декабря 2004 г. 21 июля 2005 г. 25 ноября, 30 декабря 2006 г. 1 декабря 2007 г. 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г. 28 февраля, 27 декабря 2009 г. 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г. 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября г. 14 июня, 28 июля г. 7 мая г. 21 июля, 4 ноября г.
См. Энциклопедию решений Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Федеральным законом от 21 июля г. N 223-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября г.
Федеральный закон Об ОСАГО
Законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Одним из центральных положений закона является предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов — обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и осуществления компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью, производимых профессиональным объединением страховщиков. В рамках первого из указанных механизмов потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с места ДТП.
Определены минимальные страховые суммы отдельно по возмещению вреда жизни или здоровью, а также имущественному вреду. Предельная величина страховой выплаты составляет 400 тысяч рублей, а именно: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 160 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 120 тысяч рублей.
Обязательное страхование должно осуществляться в соответствии с едиными страховыми тарифами, утверждаемыми Правительством РФ. При этом страховой тариф определяется с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Разделение тарифов по категориям учитывает ряд факторов: региональные особенности характеристики транспортного средства и характер его использования (юридическими лицами, гражданами в личном пользовании и т.п.) характеристики владельца транспортного средства, в том числе совершение им грубых нарушений правил дорожного движения или ДТП, повлекших осуществление страховой выплаты в предшествующий период страхования.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Положения о создании профессионального объединения страховщиков и условиях выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 г. Положения, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 г. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 г.
Текст Федерального закона опубликован в Российской газете от 7 мая 2002 г. N 80, в Парламентской газете от 14 мая 2002 г. N 86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 2002 г. N 18 ст. 1720
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ОСАГО)
от 25.04.2002 N 40-ФЗ
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Собрание законодательства РФ , 06.05.2002, N 18, ст. 1720,
Российская газета , N 80, 07.05.2002,
Парламентская газета , N 86, 14.05.2002.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
КонсультантПлюс: примечание.
Начало действия редакции — 01.07. (за исключением отдельных положений).
www.pravo.gov.ru — 22.07.), с 1 сентября года. с 1 октября года и с 1 апреля года. Пункт 6 статьи 11.1. введенной Федеральным законом от 21.07. N 223-ФЗ с 1 августа года, вступает в силу с 1 октября 2019 года.
КонсультантПлюс: примечание.
Положения данного документа (в редакции Федерального закона 21.07. N 223-ФЗ) применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров ОСАГО, заключенных после вступления в силу соответствующих положений указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено статьей 5 Закона N 223-ФЗ.
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
Федеральный закон об ОСАГО в редакции года с новыми поправками
С года в федеральном законе об ОСАГО и в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует ряд новых поправок.
Во-первых, обязательное страховании гражданской ответственности перевозчика теперь регулируется отдельным федеральным законом, вступившим в силу в этом году. Возмещение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозке осуществляется в соответствии с положениями данного закона.
Действуют изменения, связанные с введением автоматизированной системы обязательного страхования. Так, с 1 января года стало необходимым внесение сведений о страховании в автоматизированную систему страхования при заключении договора ОСАГО. Напомним, в системе, предусмотренной законом об ОСАГО, содержатся сведения о договорах, страховых случаях, застрахованных транспортных средствах, автовладельцах, статистические данные и некоторые другие данные.
Некоторые изменения вводятся постепенно. На период с января текущего года по конец июня года приостановлено действие п. 9 ст. 15 федерального закона об ОСАГО, согласно которому страховщик обязан при поступлении от страхователя информации об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО и (или) предоставленных при заключении данного договора, вносить изменения в страховой полис ОСАГО и в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. На переходный период (с 1 января года по июнь года) сведения об изменении данных вводятся в автоматизированную систему в течение пятнадцати рабочих дней с момента внесения их в страховой полис. В такой же срок в указанную систему вводятся данные и при заключении договора.
Процедура оформления документов при перезаключении договора обязательного страхования с тем же страховщиком упростилась. Согласно новым правилам, теперь не обязательно представление оригиналов документов в случае, если нет информации о том, что представленные сведения являются недостоверными. Достаточно представить копии документов или документы в электронном виде. Производится проверка соответствия представленных заключающим договор лицом сведений данным указанной системы и информации в единой автоматизированной системе технического осмотра.
Нововведения коснулись и ст. 17 федерального закона об ОСАГО, регулирующей предоставление компенсаций страховых премий отдельным категориям граждан. Данные компенсация предоставляется в размере половины уплаченной премии по ОСАГО в отношении транспортных средств, полученных в соответствии с медицинскими показаниями. Субвенции для указанных компенсаций предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов (в предыдущей редакции закона указанные меры социальной поддержки предусматривались составе Федерального фонда компенсаций).
Во исполнение ст. 17 федерального закона принят ряд региональных нормативно-правовых актов. Например, в Московской области в апреле года утвержден порядок предоставления частичной компенсации по ОСАГО инвалидам и родителям (иным законным представителям) детей-инвалидов.
Принятие закона об ОСАГО в новой редакции
Документ интересен тем, что предложено в нем значительное увеличение размера выплат страховыми компаниями до 600 тысяч рублей за вред причиненный здоровью и до 400 тысяч рублей за полученный материальный ущерб.
Обновленный закон выглядит привлекательно, если бы не один маленький нюанс. Дело в том, что по выплаты по ОСАГО в стране составляют в среднем не более 24 тысяч рублей при установленном лимите в 120 тысяч. С трудом верится, что страховщики с введением новой редакции закона об ОСАГО внезапно начнут платить пострадавшим не так как сейчас, делая все, чтобы занизить размер выплаты, а то и вовсе отказать, а по-честному, столько, сколько действительно нужно, чтобы отремонтировать автомобиль. Общеизвестно, что страховой бизнес исключает благотворительные позывы, а направлен прежде всего на извлечение прибыли. Имеющаяся судебная практика по ОСАГО говорит о многочисленных случаях необоснованных отказов в выплатах. Таким образом, можно повышать лимит по выплатам сколько угодно, а людям лучше от этого не станет.
Для страховщиков же новая редакция закона очень выгодна, ведь вместе с повышением выплат она предусматривает ощутимый рост цены на полисы ОСАГО. Предполагается, что вырастет базовый тариф по ОСАГО не менее, чем на 30%. то есть вместо 1980 рублей расчет будет делаться с 2500 рублей, впрочем, существует вероятность увеличения тарифа на добрую половину – 2970 рублей. Варианты исхода этой истории будут зависеть от настойчивости страхового лобби в проталкивании грабительского закона.
Такая оценка законопроекта совершенно объективна. Достаточно взглянуть на представленные самими страховщиками данные о собранной страховой премии. По сведениям Российского союза автостраховщиков за 9 месяце прошлого года страховые компании продали полисов ОСАГО на 89 млрд. рублей, а выплатили по страховым случаям всего 43,7 млрд. рублей. Прибыль составила свыше 100 %. При таких результатах работы плач страховщиков о необходимости взвинтить тарифы, выглядит, мягко говоря, неубедительно.
Поправки можно будет считать действительно нужными при условии, что страховщик будет компенсировать ущерб не только деньгами. Размер выплаты, как показывает практика, страховщики легко занижают. В закон стоит внести требование к страховщику обеспечить ремонт поврежденного в аварии автомобиля. В случае превышения стоимости ремонта в 400 тысяч рублей, страховая компания должна выплатить пострадавшему всю сумму. Будет нелишней введенная неустойка по осаго судебная практика доказывает, что решить спор мирным путем получается не всегда. По аналогии с каско, только здесь страховая сумма ограничена 400 тыс. рублей.
Формула целиком и полностью справедливая. В этом случае ОСАГО отчасти из кормушки страховщиков может превратиться во что-то нужное автомобилистам. Но пока такой поправки нет, можно утверждать, что цель этого документа совершенно законно помочь страховым компаниям вытянуть из российских автолюбителей очередную порцию денег.
Учитывая сказанное выше, остается надеяться, что «замечательный» законопроект не будет принят Госдумой до конца текущего года, а стоимость ежегодного побора страховщиков станет известна только в следующем году.
Источники: http://base.garant.ru/184404/1/, http://base.garant.ru/184404/, http://www.consultant.ru/popular/osago/, http://mosadvokat.org/federalnyj-zakon-ob-osago-v-redakcii—goda-s-novymi-popravkami/, http://insdetails.ru/prinyatie-zakona-ob-osago-v-novoj-redaktsii/
Комментариев пока нет!