За зимнюю резину летом и летнюю зимой хотят штрафовать на 2000 рублей
Фото: ИТАР-ТАСС Фото: ИТАР-ТАСС
Член Совфеда Вадим Тюльпанов и депутат Госдумы Сергей Тен внесли в нижнюю палату парламента закон, который вводит штрафы за использование зимней резины летом и летней резины зимой. Поправки вносят в закон О безопасности дорожного движения пункт о запрете эксплуатации транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август), а также пункт о запрете эксплуатации транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль). В КОаПе при этом прописывается штраф за нарушение этого запрета в размере 2000 руб.
Необходимость запрета обосновывается аварийными ситуациями, возникающими из-за использования непригодных к эксплуатации шин . В декабре года сильные снегопады спровоцировали рекордные пробки на федеральной трассе Москва ― Санкт-Петербург, движение по которой было восстановлено только через неделю , ― говорится в пояснительной записке к документу. Если закон будет принят, запрет может вступить в силу с 1 января года.
Регионы при этом смогут изменять сроки запрета на использование зимней и летней резины. С учетом размеров территории Российской Федерации, географического положения и исключительного разнообразия климатических условий сроки запрета эксплуатации могут быть изменены органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации , ― уточняется в документе.
Ранее Вадим Тюльпанов уже вносил в Госдуму законопроект о штрафах за отсутствие зимней резины: тогда законом предусматривался штраф за отсутствие зимней резины на автомобилях в холодное время года в размере 5000 руб. однако он не был принят.
Можно ли ездить на зимней резине летом и чем это может обернуться
Можно ли ездить на зимней резине летом? То, о чем нужно знать
Можно ли ездить на зимней резине летом? В принципе, думают многие, можно, только очень осторожно: автомобиль к асфальту не прилипнет, даже если зимние шины – липучки, без шипов. Это широко распространенное заблуждение опасно как для водителей, так и для пешеходов. Летом на зимних шинах ездить нельзя по следующим причинам:
- Опасно: в экстренной ситуации зимние шины летом наверняка подведут.
- Накладно: эксплуатация зимних шин летом обойдется дороже любых воображаемых штрафов.
- Неприятно: в жару на зимних шинах великолепная иномарка превращается в расхлябанный «Запорожец».
Почему так? Попробуем разобраться.
Что говорит закон
Можно ли ездить на зимней резине летом? Закон этого не запрещает. В 2010 г. был предложен закон об обязательном переходе на летние/зимние шины, но в Госдуме он не выдержал и первого чтения. Причина вполне объективная: разнообразие климатических условий России. Россказни о якобы штрафе в 500 рублей за шины не по сезону – не более чем досужие вымыслы, или розыгрыши для простаков.
На конец – г. планируется рассмотрение новой редакции закона о регламентации использования сезонных шин с учетом особенностей разных климатических поясов и региональных условий, вплоть до высоты местности над уровнем моря. По слухам, штрафы предполагаются до 2500 руб. что выглядит вполне обоснованным: зимние шипованные шины летом прямо-таки съедают асфальт, до 2 см покрытия за сезон при интенсивном движении, и ДТП с трагическим исходом из-за любых зимних шин множество. Но текст закона пока не опубликован, а слухи есть слухи. Действовать на дорогах будет то, что примет Дума.
На сегодня единственное условие: если ваш автомобиль на шипованных шинах, на лобовом и заднем стеклах должен быть налеплен белый с красной каймой треугольничек с буквой «Ш» (ст. 2.3.1 ПДД). Но это предупредительный знак. Его отсутствие не является технической неисправностью, и штрафовать за его отсутствие по ст. 12.5.1 КоАП сотрудники ГИБДД не имеют права, могут только предупредить. Ну, а как объяснять такие вещи стражам порядка на дорогах – предмет особого разговора.
Шипы
Итак, летом по закону можно ездить даже на шипах. Которые, разумеется, еще до конца сезона либо повылетают, либо сотрутся, и шины станут не летними и не зимними, а просто непригодными для использования. А износ дороги от шипов в конечном итоге оплатите все вы, уважаемый налогоплательщик. Более о шипах летом говорить нет смысла.
Универсальные шины
На универсальных шинах (всесезонках) можно ездить круглый год в местах со среднеевропейским климатом, на который они и рассчитаны. Увеличения аварийности из-за универсальных шин статистика не отмечает. Но всесезонки, как известно, дороже, а изнашиваются быстрее сезонных шин. В общем, универсальные шины – это вариант «для ленивых» в краях с достаточно мягким климатом.
Зимние шины без шипов
Чтобы ответить на вопрос: «Можно ли ездить на зимней резине летом без шипов?» придется разобраться в некоторых технических тонкостях. Зимние шины отличаются от летних не только свойствами резины, рисунком протектора, глубиной канавок. Все это лишь обеспечивает иной характер взаимодействия шины с дорогой ради главной цели – надежного сцепления с покрытием при минимальном сопротивлении качению. Использование шины не по сезону проявляется в нескольких факторах.
Аварийность
Производители зимних шин не гарантируют их надежности при температуре выше +7 – +14 градусов. Зимняя резина в жару размягчается, сопротивление качению увеличивается, от этого шина еще больше нагревается и размякает. Получается порочный круг. Бывали случаи, когда зимние шины в жару взрывались, а камешек на дороге, который летняя шина «и не заметит», пропарывал зимнюю на 3/4 окружности. А если это случилось на скорости? В плотном потоке транспорта?
При умеренных температурах дело обстоит ничуть не лучше. Журнал «За рулем» не раз производил испытания. Результат: уже при +11 машина на руль отзывается вяло, при маневрах вихляет, при прогазовке плохо разгоняется. Роботы не помогают, только ухудшают устойчивость на дороге. Тормозной путь увеличивается примерно на две длины корпуса машины.
А теперь представим себе, что (упаси вас боже от этого) перед вами, еще весной, внезапно выскочил на дорогу пешеход. Успели заранее «переобуться» – ну, скандал с взаимными поношениями. Повыражались да и разошлись. Осталась же машина в «валенках» – в результате калека или труп. С соответствующими последствиями для водителя, и безо всяких смягчающих обстоятельств. Это не гипотетический случай, а типичный из статистики ГИБДД и судебной практики.
Расход топлива
Зимней шине, чтобы как следует зацепиться за асфальт, почти всегда приходится выдавливать из пятна контакта, вбирать в себя и стряхивать при обороте снежуру (смесь раздавленных снежинок с талой водой). Вода вообще аномальная жидкость, а в талой воде долго сохраняются клатраты – наночастицы льда, всего из нескольких сотен или тысяч сцепленных между собой молекул. В итоге, да еще с ледяными иголками, снежура в десятки раз менее текуча, чем вода с температурой выше +4 по Цельсию.
Как подготовить автомобиль к зиме? Узнайте все подробности из нашей статьи.
То есть, зимней шине для того, чтобы «ухватиться» за покрытие, требуется дополнительное усилие. В некотором роде принцип работы зимней шины напоминает морского ежа с его щипчиками-педицелляриями. Но откуда берется дополнительное усилие? Только от мотора, а ему для этого нужен бензин или солярка.
Летом ситуация усугубляется: резина размякает, «щипчики» шины слабеют, и для приведения их в действие требуется большее усилие. Для примера: представьте себе пинцет из мягкого железа. Трудно им работать или легко? Вопрос риторический.
В итоге, жарким летом при езде на шинах – «липучках» расход топлива увеличивается на 5-10% на всесезонных шинах – до 3%. Зная расход своего боевого коня, вы, уважаемый читатель, сможете сами подсчитать, во что это выльется в деньгах, и сопоставить со стоимостью «переобувания».
Срок службы, комфорт, ходовая
А вдруг просто не оказалось денег на своевременную замену? Если ездить осторожно и не часто, можно ли ездить на зимней нешипованной резине летом? Ну, из-за поездок на дачу в выходные, не облысеют же шины совсем?
Характер износа зимних шин на летних дорогах не сводится к равномерному «облысению». Чуть более (скажем, из-за мелкого камешка) затронутое износом место дает своего рода крест напряжений на протекторе. В пучностях напряжений износ резко усиливается, и шина может менее чем за 100 км пробега стать «квадратной». От этого вполне современный и комфортабельный седан или хэтчбек превращается в костотряс наподобие газика-«козла» военных времен.
Такая езда, разумеется, не идет на пользу подвеске и ходовой части. Когда одумавшийся, наконец, владелец все-таки меняет шины, обнаруживаются разнообразные дефекты, а счет СТО оказывается куда внушительнее неразумной экономии.
Вывод
Если вы задумываетесь, можно ли ездить на зимней резине летом, штраф ГИБДД вам не грозит. По большому счету, оставив на лето зимние шины, вы сами себя оштрафуете более, чем самый алчный гаишник. И, возможно, штраф будет выражаться не денежной суммой, а жизнью, здоровьем и свободой.
Правительство поддержало штраф за зимнюю резину летом и летнюю — зимой
Правительство поддержало введение штрафа в 2000 руб. за использование летних шин зимой и зимних шипованных покрышек — летом. Соответствующий законопроект должен вступить в силу уже с 1 января года. Водителям в обязательном порядке будет предписано ездить на зимних шинах с 1 декабря по 1 марта, но в некоторых регионах из-за климатических особенностей этот период может быть значительно увеличен.
Правительство РФ представило положительный отзыв на законопроект, вводящий штраф в 2000 руб. за использование летней резины на автомобилях зимой и зимней шипованной — летом. Если Госдума поддержит инициативу сенатора Вадима Тюльпанова, который не в первый раз пытается добиться ее принятия, новые правила могут вступить в силу уже с 1 января года.
О поддержке своей инициативы, внесенной в парламент около полугода назад, во вторник рассказал сам Тюльпанов.
«Вчера к нам поступил официальный отзыв правительства на законопроект. Концептуально там поддерживают предлагаемые нами изменения в административный кодекс , — заявил он «Газете.Ru».
Небольшие замечания касаются технического характера. Я очень надеюсь, что коллеги успеют принять поправки до конца года, тем более что профильный комитет Госдумы по транспорту также поддержал законопроект».
Сенатор напомнил, что аналогичный законопроект он вносил в Госдуму еще в январе года, однако тогда парламент его отклонил еще на стадии обсуждения из-за несоответствия техрегламенту Таможенного союза (ТС), который вступает в силу 1 января года. Такая же судьба постигла и похожий законопроект другого сенатора, экс-главы ГАИ России Владимира Федорова.
«Сейчас законопроект соответствует всем нормативам ТС. Кроме того, в прошлогоднем варианте штраф был больше — 5000 руб. — напомнил он. — Но правительство не согласилось с такой суммой, и мы ее снизили в 2,5 раза.
Конечно, «переобуть» автомобиль будет стоить дороже 2000 руб. и кто-то предпочтет заплатить штраф, но если человеку выпишут за сезон несколько таких постановлений, это уже будет соразмерно».
Не тяните с резиной
Согласно документу, использовать зимнюю резину водителям в обязательном порядке придется с 1 декабря по 1 марта.
«В некоторых регионах, в зависимости от климатических условий, этот период может быть увеличен. Этот вопрос остается на усмотрение самих субъектов, ведь понятно, что зима в Краснодарском и Красноярском крае отличается достаточно сильно, — пояснил Тюльпанов. — И именно возможность менять этот срок в большую сторону самими регионами прописана в техрегламенте ТС. Но меньше трех месяцев этот срок быть не может».
Поводом для введения нового штрафа стали гигантские пробки, которые сковали трассу М10 «Россия» в ноябре — декабре года.
На скользкой трассе машины создавали помехи для движения, в результате чего общая длина заторов составила около 200 км, а многие водители не могли тронуться с места в течение несколько суток. На ситуацию обратили внимание первые лица государства, и именно после этого появился законопроект Вадима Тюльпанова, где обосновывалась его необходимость именно стремлением избежать аналогичных ситуаций в дальнейшем.
Примечательно, что первым на реакцию премьер-министра Дмитрия Медведева откликнулся скандально известный петербургский депутат Виталий Милонов, однако до Госдумы его поправки так и не дошли.
Запрет на использование летней резины зимой действует во многих странах Европы с холодным климатом. В государствах с более теплым климатом запрет носит рекомендательный характер и не карается штрафом.
В некоторых государствах, к примеру в Австрии и Швеции или странах Прибалтики, оговариваются четкие сроки, когда машины должны быть оснащены зимней резиной. В других, например Швейцарии, таких временных рамок нет. Кроме того, в законодательстве ряда стран отмечается, что глубина протектора у зимних покрышек должна быть не меньше 3 мм.
При этом далеко не всегда срок запрета на летние шины связан с фактической погодой. Так, в Латвии запрет действует с 1 ноября по 1 мая, а в более холодной Финляндии лишь до 1 марта.
Какие штрафы ГИБДД за резину – зимнюю летом, летнюю зимой, лысую в -?
Штраф за зимнюю резину в очень скором времени может быть введен: соответствующий законопроект был недавно одобрен Правительством РФ. Речь идет о внесении поправок в статью 12.5 КоАП, устанавливающую ответственность за езду на автомобиле при условиях, запрещающих его эксплуатацию.
Штраф за летнюю резину сегодня
Если говорить о текущей ситуации, вопрос смены летних и зимних шин в России не регламентирован, и штрафов за использование резины не по сезону пока не предусмотрено, а водители меняют шины, ориентируясь на погодные условия. Негласные ориентиры для смены зимней резины на летнюю в средней полосе России –15 марта, а наоборот – 15 ноября.
Однако эти даты очень условны, и в разных российских регионах они свои. Ну и, конечно, при смене сезонных покрышек разумно ориентироваться не только на даты, но и на погоду: если наступила календарная весна, а на проезжей части лежит снег, то летняя резина будет совсем некстати. А сухая чистая дорога в ноябре не требует оперативного переобувания по зимнему варианту.
Штраф за летнюю резину зимой – как все начиналось?
Слухи о том, что нельзя будет обувать машины не по сезону, идут уже давно – подобные инициативы не единожды вносились на рассмотрение в Госдуму, но по разным причинам отклонялись. В них, как правило, предлагались следующие нововведения:
- Обязательное использование зимних шин в холодные месяцы года – с ноября по март (или, как вариант, учитывать показатель среднесуточной температуры).
- Введение штрафов за шины не по сезону.
- Введение штрафа за шипованную резину летом.
- Невыплата страхового возмещения при использовании неправильных шин и т. д.
И вот, похоже, дождались: со следующего года введение штрафов за зимнюю резину летом и за летнюю зимой, а также за так называемую лысую резину выглядит более чем вероятным. Серьезным поводом для этого служит принятие ТР ТС 018/ О безопасности колесных транспортных средств , который вступит в силу с года.
Регламент и штрафы за зимнюю резину —
Итак, регламент Таможенного союза принесет российским автовладельцам немало новшеств. Относительно вопросов использования резины ТР ТС 018/ содержит следующие положения:
- В нем не имеется такого понятия, как всесезонная резина .
- С декабря месяца по февраль разрешается езда на зимней резине – шипованной или нет, а с июня по август на летней – только на нешипованной.
- Эксплуатация машин в летние месяцы на резине с шипами запрещена.
- Необходимо соблюдать нормы по предельному износу протектора.
Запретные месяцы на использование сезонных шин разрешено изменять, их планируется утверждать региональными нормативными актами.
Что касается размера штрафа, этот вопрос пока не нашел определенного ответа. Изначально предлагалась сумма в 5000 рублей, но она была отклонена. На сегодняшний день наиболее вероятной выглядит сумма в 2000 рублей, но точный размер штрафа все же пока не утвержден. Также непонятно, будет ли сумма штрафа одинаковой для всех, или же юридические и физические лица будут платить по-разному.
Штраф за лысую резину —
Использование резины со стертым протектором, в народе получившей название лысой , также по новым правилам не останется безнаказанным. Хотя и сегодня за это нарушение водителя можно оштрафовать. По ПДД и его положению о допуске ТС к эксплуатации выезжать на дорогу запрещается, если остаточная высота рисунка протектора легковушки менее 1,6 мм, грузовика – 1 мм, автобуса – 2 мм, мотоцикла или мопеда – 0,8 мм.
Штраф за это правонарушение взимается по статье 12.5 КОАП (часть 1). В будущем же законодатели предлагают ввести наказание в размере 2000 рублей. И это увеличение нельзя считать необоснованным, ведь лысая резина становится виновницей многочисленных аварий, особенно она опасна зимой в гололед. Лысая резина не позволяет обеспечить должного сцепления с дорогой, в результате чего автомобили, на которых она установлена, заносит на поворотах. Результат – аварии, нередко с человеческими жертвами.
Запрет на шипованную резину
Кроме сезонных запретов на шины законодательные изменения коснутся и использования шипованной резины. Так, уже знакомый нам регламент ТР ТС 018/ устанавливает для стран Таможенного союза:
- Шипованная резина должна быть установлена на все колеса автомобиля.
- Запрещено использование шипованных шин в летние месяцы – с июня по август.
- Предельное число шипов на погонный метр протектора – 60 штук. Это требование применяется к резине, изготовленной после 1 января года. Правда, допускается и большее количество шипов на шине, если специальными испытаниями будет установлено, что они не вызывают значительный износ дорожного покрытия и обеспечивают хорошие сцепные свойства.
Что же касается сегодняшних штрафов за применение шипованной резины, их нет. Есть только штраф за отсутствие знака Шипы . Он составляет 500 рублей.
Как ГИБДД будет брать штрафы за резину?
С законами и штрафами все более-менее понятно, но остается вопрос: как контроль над соблюдением вышеизложенных норм будет осуществляться на практике? И кто будет сертифицировать шины?
На сегодняшний день единственно возможным способом определения соответствия сезонности резины является техосмотр. Однако и здесь есть пробелы, т. к. например, новым авто разрешено не проходить ТО. Непонятна ситуация и для старых машин – ведь они обязаны осматриваться только раз в год, а не два.
К тому же на сегодня нет никакой установленной суммы наказания за несезонное использование шин. И если они не будут зафиксированы до начала года, контроль над соблюдением положений ТР ТС 018/ будет очень затруднительным.
Если же суммы штрафов будут утверждены, автовладельцам придется серьезно отнестись к необходимости использования соответствующего вида покрышек. Иначе все встречи с инспекторами за сезон будут способны уменьшить водительский бюджет на сумму, сравнимую со стоимостью комплекта шин, а то и на большую.
Источники: http://www.rbcdaily.ru/society/562949989008983, http://www.rutvet.ru/in-mozhno-li-ezdit-na-zimney-rezine-letom-i-chem-eto-mozhet-obernut-sya-4645.html, http://www.gazeta.ru/auto//10/07_a_6252545.shtml, http://sovetnik.consultant.ru/shtrafy_gibdd_lishenie_prav/kakie_shtrafy_gibdd_za_rezinu_zimnyuyu_letom_letnyuyu_zimoj_lysuyu_v_-/
Комментариев пока нет!