Что лучше робот, автомат или вариатор?
Что лучше — автомат или вариатор? А может роботизированная КПП? Сегодня коробками-автомат комплектуется множество современных машин от малолитражек, до представительских авто, кроссоверов и больших внедорожников. Давайте вместе рассмотрим достоинства и недостатки каждой из этих АКПП.
Всё больше водителей, покупая новый автомобиль, переходят с традиционной механической КПП на разного вида автоматические трансмиссии, так как пользоваться коробкой-автомат на порядок проще и удобней. Что же касается женщин, то среди них количество приверженцев автоматов большинство, причем подавляющее.
Но при покупке машины на вторичном рынке, далекий от автотехники человек может легко попасться на удочку недобросовестных продавцов, выдающих робот или вариатор за классический автомат. Следовательно, желательно уметь отличать эти виды коробок передач друг от друга. В конце этой статьи смотрите видео-обзор популярных коробок-автоматов, с описанием их сильных и слабых сторон.
Популярные виды автоматических коробок передач
К автоматическим коробкам переключения передач относят следующие устройства:
- Гидротрансформатор (классический автомат)
- Вариатор
- Роботизированная КПП (робот).
Каждая из них имеет свои отличия, достоинства и недостатки, так что перед тем как выявить победителя, следует рассмотреть каждого претендента поподробнее.
Гидротрансформатор
Гидротрансформатор распространен на столько, что именно его название стало нарицательным для всех остальных типов АКПП – коробка-автомат . Характерной чертой автомата является наличие специального трансмиссионного масла. Оно постоянно циркулирует по замкнутому кругу, находясь под давлением. Именно поток масла и передает крутящий момент от двигателя на колеса автомобиля.
Автоматические коробки постоянно модернизируются, и если всего 10 лет назад 4-ступенчатый автомат считался нормой, то теперь это явный анахронизм, а его место заняли автоматы с 6, 7 или даже 8-ю передачами. Такие новшества позволяют экономить топливо, а наличие умной электроники дает возможность выбора между разными режимами езды ( Спорт , Зима и другие), а ставший уже повсеместным режим ручного переключения (тип-троник) порадует тех, кто любит сам контролировать авто, но не готов променять АКПП на механику . Таким образом, можно выделить следующие плюсы классических автоматов:
- Ручной режим
- Невозможность перегреть двигатель
- Удобство.
Но и недостатки у них тоже есть:
- Высокая стоимость автомобиля с АКПП
- Дорогое обслуживание и ремонт
- Невозможность длительной буксировки
- Высокий расход топлива.
Тем не менее, конструкторы успешно работают над устранением всех этих недостатков, и вскоре смогут избавить автоматы от них.
Вариатор
Вариатор — это разновидность бесступенчатых трансмиссий. Сокращенно этот тип трансмиссии обозначается тремя латинскими буквами CVT, от английского Continuously Variable Transmission.
Отличить селектор вариатора от рычага переключения обычного автомата порой непросто и опытному автовладельцу. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, работают такие коробки абсолютно по-другому.
Грубо говоря, вариатор – это 2 шкива (диска), между которыми накинут ремень (реже – цепь). Шкивы могут сдвигаться и раздвигаться, за счет чего и изменяется передаточное число.
Отличительной чертой вариатора является полное отсутствие передач и, как следствие, переключений между ними. Передаточные числа изменяются, но этот процесс идет непрерывно. Отменная плавность хода – вот главный козырь CVT. По большому счету, разгон на машине с вариатором немного похож на ускорение троллейбуса. Так что комфорт водителю и пассажирам обеспечен.
Из-за того, что вариатору не приходится щелкать передачи, трансмиссия постоянно находится на пике крутящего момента, следовательно, автомобиль разгоняется шустрее. Так что CVT может записать себе в актив следующие преимущества:
- Низкий расход топлива
- Быстрый и чрезвычайно плавный разгон
- Комфорт
- Незначительный вес.
Но повсеместному внедрению вариаторов мешают и его недостатки:
- Шумовой фон (работает довольно шумно, что ощущается в салоне)
- Невысокая надежность (как правило, живут вариаторы гораздо меньше, чем классические автоматы)
- Дороговизна ремонта и обслуживания
- Невозможность установки на авто с мощными моторами (работа такой коробки основана на принципе трения, поэтому большой крутящий момент она не выдержит)
- Высокая цена
- Не любит резких стартов и агрессивной езды.
Робот
Роботизированные КПП представляют собой некий компромисс между автоматом и механической коробкой. По сути, это та же механика , вот только переключением передач занимается блок управления, контролируемый сервоприводами. При переключениях роботом передач возникает такая же пауза, как и в автомобилях с МКПП.
Кроме паузы между переключениями передач, водителям приходится мириться и с некоторыми другими недостатками роботизированных трансмиссий:
- Толчки и рывки при переключениях
- Задумчивость робота
- Обязанность постоянно включать режим N в пробках (иначе можно перегреть сцепление)
- Невозможность буксировки.
Так что недостатков у этой коробки хватает, однако автомобили с ней продолжают продаваться, ведь эти минусы несколько нивелируются сильными сторонами роботов:
- Невысокая стоимость (заметно дешевле автомата или вариатора)
- Экономичность.
Несмотря на это, такие роботы уже явно отживают свой век и уступают дорогу другим разработкам.
Что лучше – автомат или вариатор?
Однозначного ответа, какой из видов АКПП лучше — не существует. Сторонники автоматов опираются на относительно высокую надежность таких коробок, удобство, наличие разных режимов и возможности самостоятельного переключения. А вариаторы хают за шум в салоне, невысокий ресурс и периодические перегревы, что прямо ведет к дорогостоящему ремонту, а то и замене КПП.
С другой стороны, сторонники вариатора прямо говорят, что после езды на авто с такой коробкой, даже самые плавные автоматы кажутся дерганными. Кроме того, вариаторы имеют более низкий расход топлива. Что же касается дорогого ремонта и частых поломок, то на эти аспекты многие продолжают закрывать глаза.
Казалось бы, зачем спорить относительно того, что лучше: автомат или вариатор. Ведь всем ясно, что нужна трансмиссия, которая объединила бы в себе все самые сильные стороны этих коробок — плавность хода, низкий расход и так далее. И такая КПП существует! Называется это чудо техники – преселективная трансмиссия.
Преселективная трансмиссия
Преселективная трансмиссия — это второе поколение роботов . Чаще ее называют DSG (Direct Shift Gearbox– коробка передач с синхронизированным переключением).
Такие коробки на сегодняшний день являются наиболее совершенными. Они оснащаются двумя дисками сцеплениями — один диск переключает четные передачи, а второй – нечетные. По сути, это две коробки передач в одном корпусе.
Изюминка DSG в том, что в них постоянно включено 2 передачи. Однако только один из 2-х дисков сцепления сомкнут, второй же разомкнут, но постоянно наготове, и включает свою передачу, как только размыкается первый диск. Благодаря такой схеме переключения происходят моментально (требуется менее секунды), а плавность хода сравнима с вариатором.
Но даже у такой, казалось бы, идеальной КПП есть свои недостатки. Конструкция преселективных трансмиссий чрезвычайно сложна. Всё это приводит к тому, что ее обслуживание никак нельзя назвать дешевым. Кроме того, ремонтировать преселективные коробки часто не берутся даже крупные СТО, да и ремонт, в большинстве случаев, просто невозможен. Поэтому при поломке нередко приходится менять всю трансмиссию в сборе и лишь иногда можно ограничиться заменой электронного блока управления. Также в список недостатков сложно занести и перегрев сцеплений после долгой езды, в результате чего начинаются толчки при переключениях.
Кто же победитель?
Так что же лучше: вариатор, автомат или робот? Дать четкий ответ просто невозможно, потому как предпочтения и финансовые возможности у всех автолюбителей разные.
Тем не менее, на наш взгляд, оптимальным вариантом будет все же классическая коробка-автомат. Да, вариатор более плавный и мягкий, а DSG шустрее и экономичнее. Но CVT можно ставить только на автомобили с малообъемными моторами, да и надежность оставляет желать лучшего. А вот преселективные трансмиссии, несмотря на всю их технологичность, еще сырые , к тому же они слишком дороги и неремонтопригодные.
Так что, если трезво оценить ситуацию, станет ясно, что конструкция гидротрансформатора (обычного автомата) на сегодняшний день наиболее отработана и надежна. А многие его недостатки либо уже устранены инженерами, либо не являются критическими.
Видео-обзор: робот, автомат или вариатор — что лучше?
Вариатор или автомат.
Всем известно, что механическая трансмиссия легкового автомобиля рассчитана на четыре, пять переключений скоростей, а вот коробка-автомат может работать, имея восемь режимов скоростей. Вариатор же работает при любом количестве скоростей. Что же представляет собой вариатор и в чем его превосходство над автоматической и механической трансмиссией?
Принцип работы вариатора.
Вариатор оснащен передаточным механизмом, функцией которого является соединение двигателя и колес. Вариатор может быть оснащен и другим приводом, состоящим из гусеницы и винта. При работе с таким приводом можно получить плавное изменение скорости вращения ведущего и ведомого дисков. Такие механизмы давно применяются в разных устройствах. Сюда можно отнести снегоходы, водные мотоциклы, скутера и так далее. Вариатор, начали применять в автомобилях уже в середине прошлого века, но в серийное производство, самые знаменитые производители автомобилей, решили запустить его только в наше время. Подробнее о принципе работы автомобильного вариатора читаем по ссылке .
Что лучше вариатор или автомат?
Плюсы выриатора.
Машина, оснащенная вариатором, двигается легко, без чувствительных скачков. Разгон автомобиля похож на разгон электромотора большой мощности. При увеличении скорости автомобиля появляется небольшой шум, который постепенно становится громче. Такой автомобиль, способен обогнать более мощные автомобили. Это связано с тем, что происходит экономия времени, которое необходимо для переключения скоростей. По этой причине, автомобиль имеющий вариатор, всегда будет быстрее автомобиля с другой коробкой передач, даже если у них двигатели одинаковой мощности. Такой автомобиль не покатится назад при подъеме, не заглохнет на светофорах. Он очень мягко начинает движение при любых обстоятельствах, не нагружая при этом детали трансмиссии. Автомобиль имеет удобное управление, он ведь оснащен только двумя педалями. Любители и профессионалы по достоинству оценят преимущества такой трансмиссии, при езде по шоссе или по городу.
Двигатель у таких автомобилей звучит очень ровно. Вы не будете слышать громких звуков при увеличении скорости. Такое стало возможно, благодаря специальной электронике, функция которой стабилизировать нагрузку на двигатель. Для водителей, которые привыкли к рычагу скоростей, имеется функция, называемая «типтронией». Это своеобразный заменитель рычага скоростей.
Водитель автомобиля специальным сигналом включает команду, приводящую к переходу вариатора к нужному режиму. Чтобы воспользоваться быстрым стартом, имеется функция напоминающая «кик-дауна» в автомобиле с автоматической коробкой. Эта функция, заставляет передаточное число очень быстро изменяться, для того чтобы произошло ускорение при нажатии на педаль газа.
Прочитав вышеизложенное, можно смело придти к выводу, что все автомобили, имеющие вариатор, имеют большие преимущества перед автомобилями с другими передаточными механизмами. Важным преимуществом стала экономия топлива, возможность быстрого старта, другие механизмы привода, которые могут равномерно распределять нагрузку на двигатель. Вследствие того, что мотор работает под управлением электроники, он работает в «щадящем» режиме, при котором требуется небольшое обслуживание и редкий ремонт. Такой автомобиль очень экологичен. Уровень шума (читаем шумоизоляция автомобиля ) в нем намного меньше, чем у других автомобилей, с похожими характеристиками.
Минусы вариатора.
К сожалению, и у этих автомобилей есть свои недостатки. Вариатор не устанавливают на автомобили, с двигателями большой мощности. Правда, нужно отметить, что несколько моделей, все-таки попало в серийное производство. Для наполнителя трансмиссии требуется особая жидкость, которая намного дороже, обычного масла. Ее уровень требует постоянного внимания. Эта жидкость не подлежит замене на аналогичную от другого автомобиля ( замена масла в акпп ). Для работы вариатору нужна работа многих датчиков: скорости, давления и так далее. Если исчезает контакт или происходит выход из строя какого-нибудь датчика, начинает неправильно функционировать трансмиссия и это все может привести к аварийному режиму движения.
Имеются ограничения при буксировании автомобиля с вариатором и буксирование им других автомобилей. Когда аккумулятор находится в выключенном состоянии, вариатор проходит калибровку, пользуясь особым алгоритмом. Ремонтировать такую коробку будет очень дорого. Большинство экспертов, считают, что вариатор в будущем сможет занять достойное место, и он постепенно вытеснит механическую и автоматическую трансмиссию.
Как правильно эксплуатировать автомобиль с вариатором?
Вот небольшие советы, для тех, кто хочет, чтобы вариатор долго не знал ремонта. Обязательно следите за уровнем жидкости и вовремя производите ее замену. В зимнее время не очень нагружайте трансмиссию во время трогания с места, во время буксировки и при езде по бездорожью. Это необходимо, для того чтобы все детали трансмиссии прогрелись.
Наблюдайте за работой всех датчиков, осматривайте проводку и проверяйте разъемы на обрыв. Если вдруг, вы обнаружили какие-то посторонние звуки при движении – проведите осмотр двигателя, системы питания, свечей и всей электроники. Обязательно пройдите диагностику с применением кодов неисправности. Не стоит проводить ремонт коробки самостоятельно, лучше доверить это профессионалам. Надеемся, что наша статья помогла Вам ответить на вопрос вариатор или автомат. Желаем удачи на дорогах.
Источники: http://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/83-chto-luchse-avtomat-ili-variator.html, http://autoepoch.ru/avtoazbuka/variator-ili-avtomat.html
Комментариев пока нет!